Венецианский бархат был знаменит своими красными оттенками - бордовым, вишневым, алым. Рисунки для ткани делали известные художники, и не считали это для себя зазорным. Наиболее распространенным был узор в виде "цветка граната".
Красный бархат был самым востребованным, за ним шли синие, зеленые и желтые цвета. основной трудностью было найти краситель, который бы не тускнел, не выгорал на солнце. Секреты красителей составляли богатство гильдий, за ними шла настоящая охота. Особое место занимал генуэзский черный и белый бархат. Он стоил дороже роскошного венецианского.
Самый простой вид бархата - шерстяной петельчатый. Его делают из шерстяных нитей путем вытягивания петель на лицевую сторону. Более дорогой вид бархата получался при разрезании петель, ворс красиво блестит. Наиболее любимым видом бархата у европейской знати был шелковый бархат, узорный, или рытой, в котором рисунок выделялся ворсом над поверхностью ткани. Мастера охотно использовали контрастные рисунки фона и нитей. Черный и белый, красный и золотой, зеленый и желтый.
Для большей роскоши бархат расшивался "кипрской нитью" (золотая крученая нить), по контуру - золотым кантом, жемчугом, бисером. Самым дорогим видом бархата была бархатная парча (шелковый бархат, златотканое шитье, золочение нитей).
Маттеус Шварц: основатель европейской моды из XVI века
Немецкий бухгалтер Маттеус Шварц всю жизнь не только вёл дневник моды – сотни акварельных рисунков, на которых он запечатлён в той или иной одежде, но и составил первый свод «правил одежды» – по сочетанию цветов, функциональности, соответствию тому или иному событию. Уже в XVI веке он заложил основы того, что мы сегодня называем «модой». Скрытый текст
Историки считают книгу Шварца самым уникальным культурологическим произведением последних веков. Немец на протяжении 40 лет, с 23-х до 63 лет, шаг за шагом фиксировал всю свою жизнь. Точнее, в этом ему помогали художники, которых он нанимал для зарисовки его гардероба или жизненного состояния. Всего известны не менее 137 акварельных рисунков с его ликом, и этот список время от времени пополняется новыми находками. Фактически Маттеус Шварц был изобретателем понятия «лук», модного среди нынешних хипсторов – ежедневного самофотографтрования и самолюбования получившимися снимками.
Книга рисунков Шварца хранится в небольшом музее в германском городе Брауншвейге. Она до сих пор не была осмыслена, лишь английская историк моды Улинка Рублэк недавно взялась за изучение этого сборника рисунков, результатом чего стала её книга «Культурная идентичность в Европе эпохи Возрождения». Одним из открытий Рублэк стало то, что элегантными в XVI веке были не только богачи, но и, как его назвали бы сегодня, «средний класс».
Типичным представителем такого «среднего класса» и был Шварц. Он работал бухгалтером у торговой семьи Фуггер, одной из самых богатых и влиятельных немецких семей того времени.
Он начал зарисовки самого себя с 1520 года – в возрасте 23 лет. Первые акварели – это ретроспективные рисунки, начиная с появления на свет. Включая их, с 23-х до 63 лет три художника сделали как минимум 137 рисунков Шварца.
Шварц жил на стыке времён – в самом начале Реформации, которая отличалась строгостью нравов. Ему приходилось варьировать детали туалета, чтобы одновременно не выглядеть слишком экстравагантным, но одновременно, чтобы – модным. Шварц играл со стилем, типами кроек и шиться, с цветами и аксессуарами. Иногда дополнением к костюму были ювелирные украшения. Важно также было выглядеть не дороже, чем его работодатели.
Время от времени ему приходилось придумывать замену той или иной части туалета. Когда в его родном Аугсбурге были запрещены гульфики, Шварц стал наносить рисунки на рейтузы в область паха – стилизованные члены. Одежда тех или иных цветов характеризовала определённое настроение и смысл. В молодости он любил белые цвета, которые означали веру и смирение. Однажды следование правильному цвету принесло ему большую пользу. У него был сложный красно-жёлтый наряд – цвета императора Священной Римской империи Карла V. Шварц оставался верен католицизму, и когда Карл V победил протестантов в Аугсбурге (спустя 9 лет их власти в этом городе), приближённые императора доложили о молодом человеке, который всё это время оставался верен ему. Молодой бухгалтер по представлению Карла V получил серьёзное повышение в торговой фирме Фуггеров.
При Шварце уже было такое понятие, как диета, и он садится на неё в возрасте примерно 30 лет, чтобы продолжать оставаться модным.
В 52 года Шварц переносит инсульт, и это ограничивает его во многих модных вещах – лёгких накидках, ярких аксессуарах. Маттеус начинает придумывать особый стиль, который сейчас назвали бы «деловым» – темные и плотные ткани, простой крой. Поначалу его называли «испанский» – так ходили верующие люди этой страны, но Шварц добавил в него импозантности.
Шварц умер в возрасте 77 лет (в 1574 году). В 63 года, полупарализованный, он взял обещание с сына Конрада, что тот продолжит его проект. Но сына хватило только на 41 «лук» пожилого отца. Конрад пожалел его старость, тем более что о моде в том состоянии, в котором находился Маттеус, речь уже не шла.
Интересны и данные, сколько тратил Шварц на одежду. Примерно до 30 лет его ежемесячный доход на современные деньги составлял 3 тысячи евро, на одежду у него уходила треть. В зрелом возрасте доход был 8-10 тысяч евро, и траты на одежду в процентном отношении оставались теми же – около 30%.
После его смерти «книга моды» передавалась в его семье из поколения в поколение. Во время Второй мировой часть рисунков была утрачена, и есть версия, что их должно быть не 137, как сейчас, а до 300 листов.
Итальянский художник, середина 16-го века - "Женский портрет"
Когда увидела портрет, то невольно вспомнилось:
цитата:
Платье из плотного шелка цвета дамасской стали было сшито еще парижскими мастерицами, сквозь прорези двойных рукавов, виднелся тонкий шелк нижних. Из украшений наряд оживляла лишь длинная нитка жемчуга.
Изотта Брембати Грумелли, кисти Дж.Морони, 1552-53 г.
Рассмотрим детали этого портрета: Золотистые волосы уложены в гладкую причёску,но на висках тщательно выложены короткие завитки. А драгоценности на голове венчает розовый бантик! Бантиков у неё вообще много - и на серьгах, и длинное ожерелье тоже прихватывает бантик. А белый воротник с шемизеткой, заметим, с тёмно-розовой отделкой, как и краешек сорочки. На плечи накинут роскошный zibellino-соболёк
На кресло положили красную шёлковую подстилку и парчовую подушку с кисточками, из-под рукава выглядывает тоненькая каёмка - видимо, карешек сорочки, тоже с тёмно-розовой вышивкой, и золотой браслет.
Бантик украшает и пояс. В другой руке (тоже с золотым браслетом, он почти не виден, но он там есть!) - бело-розовый веер. Как пуховка для пудры!
Но самое прекрасное - это ткань платья, зелёная с золотистыми узорами.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет